Электронная доверенность
при работе с контрагентами
в ЭДО Контур.Диадок

Сроки введения МЧД

МЧД применима не только в ЭДО с государственными органами, но и при работе с деловыми партнерами. При этом руководители партнерских компаний также должны заверить МЧД своей квалифицированной ЭП.

Главные способы создания доверенности следующие:

  • В Контур.Доверенности и некоторых других сервисах;
  • На сайте созданного ФНС реестра.

Реестр ФНС представляет собой распределенную базу данных, то есть даже если какой-то узел сети окажется неработоспособным, доступ к информации будет возможен из других входящих в платформу узлов. Через распределенный реестр отправляется реквизиты электронной доверенности, по которым можно проверить полученную информацию.

Работа с МЧД

Принципы действия МЧД установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.02.2022 за №223. Порядок работы находится на этапе доработки.

Что такое МЧД?

Машиночитаемой доверенностью (в дальнейшем МЧД) называется электронный вариант стандартной доверенности, который ранее составлялся на бумаге. МЧД представляет собой файл с расширением формата xml, где содержатся данные о доверителе. Часто машиночитаемой доверенностью МЧД называют просто электронной доверенностью.

Руководитель компании или организации заверяет МЧД своей КЭП. При сдаче отчетов или визировании счетов-фактур сотрудником, он к комплексу подписанной документации прикрепляет МЧД.

Появление машиночитаемой доверенности (МЧД) стало результатом изменений в федеральном законодательстве. Согласно новой редакции 63-ФЗ «О квалифицированной электронной подписи», меняется ЭЦП физического лица. Теперь в ней отсутствуют данные об организации, а для подтверждения соответствующих полномочий следует добавить к документации МЧД.

Суть МЧД в подтверждении права работника компании подписывать перечень исходящих от нее документов. Но подписывать саму доверенность МЧД должен директор или руководитель, для этого он должен обладать КЭП.

Выпуск доверенностей с помощью МЧД

Важная информация заносится в машиночитаемую доверенность руководителем. После этого МЧД заверяется личной КЭП директора. В данном случае сертификат ЭЦП юрлица недействителен. После подписания МЧД направляется в общую инфосистему.

Хранение доверенностей

Место хранения МЧД зависит от информационной системы (ИС), с которой работает организация, на которую настроены ее службы. В частности, подходящими для хранения ИС могут быть:

  • Главный УЦ;
  • Операторы ЭДО, включая Контур;
  • УЦ Казначейства, Центрального банка и ФНС;
  • Имеющие соответствующую аккредитацию УЦ, включая Контур;
  • ПФР, ФСС, ФНС и проч.;
  • Инфосистема, где подписываются документы, к примеру, ИС самой организации, либо Контура.

Возможно, в скором времени будет добавлена система получивших аккредитацию доверенных третьих сторон.

Отправка и применение доверенностей

Отправка МЧД может осуществляться следующими вариантами:

  • Без непосредственной отправки файла МЧД, только с указанием номера в специальной системе. Получатель вводит соответствующий номер, после чего получает из базы данных всю информацию.
  • Отдельным файлом в комплекте с подписанной документацией. В этом случае сотрудник извлекает из системного архива нужный файл и прикрепляет к общему пакету.

Получателем МЧД могут проверяться:

  • Полномочия служащего, отправившего документацию;
  • Длительность действия файла;
  • Достоверность ЭЦП руководителя организации, отправившей документы.

Сроки введения МЧД

Интеграция Контур.Диадок с учетной системой

До конца 2022 г. сотрудники по желанию имеют право использовать по выбору одну из двух схем применения МЧД.

  • По-прежнему использовать ЭЦП юридического лица с указанием своих данных;
  • Применять новый порядок, используя оформленную на себя ЭЦП, не указывая при этом информацию о себе и МЧД.

Летом 2022 г. некоторые площадки уже переходят на МЧД, в частности, ФСС и ФНС. Также можно использовать новые правила для работы в сервисе электронного документооборота (ЭДО), если эта система уже может распознавать МЧД.

С 1 января 2023 года доверенность МЧД будет обязательными и единственными для всех организаций. При их отсутствии сотрудник не сможет ставить подпись на документах от имени своей организации. Однако руководству организаций нежелательно откладывать оформление МЧД на крайний срок, поскольку понадобится немало времени на подготовку персонала к переходу на новые правила. Нужно будет не просто получить соответствующий файл, но и обучить сотрудников работе с электронной доверенностью, обеспечить их электронными подписями. Желательно также предварительно протестировать полученную МЧД доверенность, прежде чем окончательно ее запускать. Подготовительная работа обычно занимает не меньше месяца.

Если сотрудникам и уполномоченным лицам оформить свои ЭЦП юрлица, то это сформирует привычку работать с ними. ЭП юрлиц могут применяться без МЧД и имеют почти тот же статус, что и подпись руководителя.

Тестирование системы МЧД лучше завершить до конца ноября 2022 г., тогда с началом следующего года работа компании не застопорится из-за проблем с внедрением машиночитаемой доверенности.

Как отозвать доверенность?

Если по каким-либо причинам директор решил прекратить полномочия сотрудника на подписание документов, он имеет право отзыва МЧД. Для этого требуется направить заявление в систему, в которой она хранится. Форма заявки устанавливается системой-хранителем.

Содержание МЧД

Содержание
МЧД

Основные стандарты оформления указаны в приказе Минцифры РФ от 18.08.2021 за № 857. Они таковы:

  • Должна быть внесена полная информация о МЧД, включая название, номер, длительность действия;
  • Важно указать данные доверяющей стороны – юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя;
  • Вписываются данные представителя и объем его полномочий;
  • Фиксируется возможность передоверия;
  • Файл подписывается электронной подписью руководителя.

Каждая информационная система может устанавливать свой формат МЧД. Минцифры РФ предлагает лишь рекомендательный шаблон. В результате у организации может быть больше одной МЧД для различных служб и задач.

Пока машиночитаемая доверенность не стала единственной и обязательной, сотрудниками может использоваться электронная подпись юридического лица для документооборота, текущей отчетности, тендеров и госзакупок.

Что может быть дополнительно в МЧД?

Что может быть
дополнительно в МЧД?

Объем и характер полномочий фиксируется в произвольной форме или заимствуется из классификатора. В нем перечислены самые распространенные полномочия. Найти его можно в Госуслугах.

Единый классификатор пока разрабатывается, вероятно, за основу будет взят уже существующий классификатор ФНС. Также разрабатываются и уточняются отдельные элементы функционирования и применения МЧД – способ передоверия, взаимодействие с нотариальной службой, передача информации о выданных доверенностях в Головной удостоверяющий центр. Нормативные акты должны быть изданы к исходу 2022 г.

Чтобы массово использовать электронную доверенность, необходимо утверждение регламентов по работе с МЧД во всех основных информационных системах. Однако, порядок использования МЧД регламентируется каждой системой отдельно, поэтому единых правил по оформлению быть не может.

Цены на МЧД

Подберите тарифный план Контур.Доверенности с нужным количеством МЧД. Чем больше включено в пакет, тем меньше будет стоимость одного МЧД. Машиночитаемую доверенность можно применять в других сервисах Контур, например Диадок, Экстерн и др.

«Тариф»

10 МЧД

6 000

600 одна МЧД

«Тариф»

25 МЧД

14 000

560 одна МЧД

«Тариф»

50 МЧД

24 000

480 одна МЧД

«Тариф»

75 МЧД

32 000

430 одна МЧД

«Тариф»

100 МЧД

37 000

370 одна МЧД

«Тариф»

Безлимит

45 500

Безлимит

Сервис Контур.Доверенность:
основные задачи

У компании Контур есть особый сервис, обслуживающий МЧД – Контур.Доверенность. Здесь можно проводить основные операции с МЧД. Расширенный набор услуг будет введен после полного формирования нормативной базы по машиночитаемым доверенностям.

Сервис Контур.Доверенность позволяет вмещать все имеющиеся у компании доверенности в одном месте. Руководитель организации может подписывать МЧД, менять полномочия сотрудников, следить за сроком действия. Для оформления доверенности можно передать соответствующие полномочия работнику компании, но подписывать документ может исключительно ее директор.

На данный момент Контур.Доверенность используется в Диадоке, но в ближайшее время появится возможность использовать ее и во внешних системах.

Сервис Контур.Доверенность: основные задачи

Для чего вводится МЧД?

Машиночитаемые доверенности стали использоваться с 01.01.22 г. Опыт их использования подтвердил, что доверенность значительно повышает безопасность организации при сотрудничестве с госорганами и контрагентами.

  • С использованием ЭЦП юрлица, где указаны данные подписавшего документ работника и информацию об организации. Способ весьма распространенный, но не всегда получатели могут проверить наличие полномочий сотрудника.
  • С применением копии закрытого электронного ключа руководителя. При такой системе сотрудник фактически заменяет руководителя. Способ рискованный по той причине, что недобросовестный сотрудник может использовать право подписи для совершения финансовых махинаций. Также копией ключа могут завладеть посторонние лица.

Теперь же уполномоченный сотрудник с подписью передает только свои личные данные, но не данные организации. С помощью обмена машиночитаемой доверенности ( МЧД) получатель легко проверяет правовые полномочия работника. Поэтому новая система обеспечивает безопасность, как организации, так и аккредитованных уполномоченных лиц.

Электронная подпись

Поскольку формальные документы имеют правовую значимость, для цифрового документооборота необходима электронная подпись. Если она отсутствует, рекомендуем изучить выгодные варианты на веб-сайте и выбрать подходящий план.

  • Цена квалифицированного сертификата (КЭП), предоставление защищенного накопителя "Рутокен" (представленного в виде USB-накопителя, на котором хранятся ключи шифрования и сама электронная подпись), равна шести тысячам рублей.
  • Стоимость лицензии на СКЗИ «Крипто Pro CSP», действительной в течение одного года, включена в тарифный план. Лицензия необходима для функционирования электронной подписи на документации.
Электронная подпись

Контур.Диадок - Электронный
документооборот с контрагентами

Пришлите заявку на подключение в наш офис продаж и получите скидку.

    Отправляя заявку, вы соглашаетесь с условиями политики конфиденциальности и пользовательского соглашения.

    Конутр Диадок - ЭДО с контрагентами